Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН

Строительство и ремонт школ: без родителей не обошлось
Россия остро нуждается в появлении нового образовательного пространства. И важным шагом на этом пути является перестройка и капремонт школьных учреждений.
Будущее нации закладывается в школах. А потому крайне важно, какие они, отвечают ли требованиям гигиены, возможностям налаживания современного учебного процесса, способны ли привить любовь к физической культуре и спорту? Все это в немалой степени зависит от строителей, которые строят и ремонтируют образовательные учреждения. Перед обществом стоит большая задача – настроить этот процесс таким образом, чтобы он отвечал самым взыскательным требованиям детей и взрослых.
Школы нуждаются в ремонте
Сегодня в России действует большая программа по капитальному ремонту школ. Всего в период с 2021 по 2027 года должны быть отремонтированы 7100 школьных зданий, из них в 2022-2023 годах капремонту должны подвергнуться 3000, в том числе в текущем году 1661 образовательных учреждений. Согласно имеющимся данным, 70% из них должны открыть свои обновленные двери уже к 1 сентября.
Хотя заявленная программа весьма обширная, она далеко не покрывает потребности в капремонте образовательных учреждений. Всего в нем нуждаются свыше 17 тысяч школ. И, по словам главного редактора Учительской газеты Арслана Хасавова, это количество будет возрастать, так как здания имеют свойство ветшать.
Ведется регулярный мониторинг проведения капремонта в школах страны. По информации директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения РФ Надежды Статуры, есть риски, что капремонт в 30% школ может быть не закончен в обозначенные сроки. Существует набор причин, почему это может случиться: недобросовестные подрядчики, нехватка средств, нарушение логистики.
По мнению Игоря Барсукова, заместителя руководителя Федерального штаба общественного контроля по вопросам капремонта школ и развития школьной инфраструктуры, первые результаты реализации программы крайне важны, так как продемонстрируют возможный успех всего этого начинания. Пока все идет достаточно успешно, серьезных срывов сроков ремонтных работ нет, хотя в некоторых регионов к капремонту приступили с некоторым опозданием. В том числе по причине отсутствия экспертных заключений на проектно-сметную документацию.
В этой связи нужно постоянно отслеживать ситуацию с проведением капремонта в школах, оперативно реагировать на возникающие проблемы и задержки. Целесообразно это делать в рамках общественных штабов, которые должны действовать в течение всего периода проведения капитального ремонта учебного заведения.
Ключевой момент
Мониторинг проведения ремонта — важнейшая часть всего процесса. Вопрос в том, чтобы он бы стал эффективным. По мнению заместителя начальника центра комплексного мониторинга инфраструктуры образовательных организаций Московской области АСОУ Дмитрия Шустова, помочь в этом деле способен чек-лист капремонта. Подготовлен его проект.
Использование чек-листов способно воспрепятствовать увеличению сроков капремонта, отслеживать недобросовестных подрядчиков, улучшить претензионную деятельность, помочь решать вопросы по повышению качества проектно-сметной документацией, четко отслеживать график проведения ремонтных работ.
Чек-лист фиксирует даты начала и завершения ремонта, причем не только самого здания, но и окружающего пространства, замену инженерных сетей, без чего капремонт становится бессмысленным. Он также включает согласование списка ремонтных работ с родительскими комитетами, показывает, насколько учтены пожелания и замечания родителей и детей при подготовке проектно-сметной документации.
Важный раздел чек-листа – определение этапов проведения капремонта. Этот документ позволяет лучше организовать и систематизировать весь процесс проведения и контроля за капитальным ремонтом школы.
Учет и контроль
Практически все единодушны во мнении, что при проведении капремонта крайне важен контроль со стороны общественности за ним. Накопленный в разных регионах опыт позволяет сделать вывод, что обычно родители активно задействованы в этом процессе, участвуют в разработке дизайн-проекта, в цветовом оформлении школьных помещений.
В целом родительский контроль дает положительные результаты. При этом, по мнению Александра Зарембы, члена Президиума Союза отцов, члена Общественной палаты Нижнего Новгорода, строительный процесс имеют свою четкую технологию, его нельзя ускорять по своему усмотрению. А потому желательно, чтобы те, кто его контролирует от имени общественности, имели бы базовые навыки.
Как рассказывает Александр Заремба, накопленный опыт позволяет сделать ряд рекомендаций. Важно составлять список плохих подрядных организаций, которые срывают сроки проведения капремонта или делает его с плохим качеством. На этапе выбора строительной организации надо знать те из них, из которых можно выбрать наиболее достойных.
Существуют объекты с гарантийными сроками со стороны подрядчиков, это позволяет экономить средства, выявлять недоделки и заставлять строителей их исправлять.
Все это важно, так как, по словам Александра Зарембы, есть случаи, когда после капремонта из-за его плохого качества приходится его делать снова.
Чтобы этого не происходило, важно чтобы контроль общественности начинался на этапе формирования технического задания. Это самым непосредственным образом влияет на конечный результат.
Проблема сегодня в том, что те родители, которые желают контролировать проведение капремонта, весьма обременительны для строителей. Когда они появляются на стройке, приходится останавливать работу, также надо соблюдать технику безопасности. Все это зачастую приводит к конфликтам между проверяющими и проверяемыми. Поэтому, полагают некоторые эксперты, целесообразно в договорах о капремонте предусматривать пункт об общественном контроле.
Впрочем, в современном мире контроль можно проводить и без посещения непосредственно ремонтируемых объектов. В ближайшее время должен заработать портал, на котором в режиме on-line можно отслеживать, как идут работы на том или ином объекте. В том числе 18 школ уже готовы запустить видео трансляцию. Этого явно недостаточно, но с чего-то надо же начинать.
Когда мы говорим о капитальном ремонте школ, надо понимать, что сегодня это понятие существенно изменилось по сравнению с прошлыми годами. Речь идет не просто о ремонте зданий, а о создании обновленной современной образовательной среды, которая сильно отличается по многим параметрам от той, что была еще совсем недавно. Да и сами дети совсем иначе воспринимают школьное пространство, предъявляют к нему требования нынешнего дня, и обновленные школы должны соответствовать этим новым представлениям.
Марк Горский
Фото: интернет
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"



