Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Цена и ценность изысканий: почему инженерные и геодезические изыскания находится в тени строительного процесса » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +12 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
19 сен 11:33Технологии

Цена и ценность изысканий: почему инженерные и геодезические изыскания находится в тени строительного процесса

Автор: Владимир Гурвич

У любого дела есть своя основа, с которой оно начинается. Если она сделана хорошо, то и все остальное будет сделано как минимум не хуже.

 

 

В НИУ МГСУ прошел IV международный форум изыскателей. Без геодезических и инженерных изысканий не может начаться ни одна стройка. Но парадокс в том, что эта сфера в России находится в тени, ее значение сильно преуменьшается. Отсюда и второстепенное отношение к этой отрасли, явная недооценка ее значимости для строительного процесса. Между тем, без качественно выполненных изыскательных работ надеяться на успешный конечный результат не приходится. Даже если внешне построенный объект будет выглядеть хорошо, пройдет некоторое время и скрытые до поры до времени в нем недостатки и дефекты станут проступать наружу. А потому следует срочно менять отношение и к этой индустрии, и к самим ее представителям.

Всем все ясно, а что будет — неясно

Вроде бы всем все ясно: некачественно проведенные инженерные и геодезические изыскания отрицательно сказываются на реализации строительных проектов, увеличивают сроки возведения зданий и сооружений, ведут к росту сметы, существенно затрудняют эксплуатацию уже введенных объектов. Однако, по словам президента НОПРИЗ Михаила Посохина, на высоком государственном уровне проблемы изыскателей обсуждаются гораздо реже, чем остальных участников инвестиционно-строительного процесса. Что говорит о необходимости большего привлечения внимания к работе этой сферы, популяризации существующих в ней профессий, а также обязательности увеличении числа проводимых выставок и конкурсов с участием представителей изыскательского цеха.

Это все происходит на фоне того, что сегодня перед стройкомплексом страны поставлены глобальные задачи, исполнение которых начинается с серьезной изыскательской и научной деятельности. Это комплексное развитие территорий Дальнего Востока, Сибири и Арктики, строительство автомагистралей, таких как Москва–Казань, возведение объектов промышленности. Это означает, что изыскателям, проектировщикам и строителям предстоит выполнить большой объем работ. Необходимо провести серьезные изыскательские исследования, в том числе в зонах повышенной сейсмической активности, пересмотреть целый ряд нормативно-технических документов, внести изменения в топографические карты.

Для решения поставленных задач в первую очередь нужно сосредоточиться на двух вопросах: использовании новейших технологий и достижений прогресса и подготовке кадров для отрасли.

С этими тезисами согласился и другой выступивший на форуме функционер, Президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Он отметил необходимость начинать решение вопросов экономики строительства с блока изысканий. Важно широко обсуждать все болевые точки в этой сфере, а также необходимо разъяснять значимость проведения инженерных работ для всего инвестиционно-строительного цикла объектов.

Сегодня российское изыскательство пребывает не в лучшем состоянии. По словам члена Совета НОПРИЗ Владимира Пасканного, для отрасли характерен острый дефицит кадров, недостаточная и преимущественно устаревшая материально-техническая база, особенно в регионах. Подчас для проведения качественных изыскательных работ местным организациям приходится просить помощи у своих столичных коллег.

Более того, есть субъекты федерации, где найти профессиональную изыскательную команду для проведения комплексного изыскательного исследования практически невозможно. Нынешняя система нуждается в переменах. Есть города и целые регионы, в которых главные архитекторы, руководители строительных департаментов плохо знают о том, что происходит на их территориях, насколько надежны построенные и строящиеся там объекты. Ситуация усугубляется тем, что мы подошли к периоду, когда близок к исчерпанию еще советский задел, и что будет дальше — неясно.

Ценовой каннибализм

В сфере изысканий проблем более чем достаточно. В данной публикации мы остановимся на одной – ценообразование. Сложившаяся на сегодня система не отвечает потребностям отрасли, не способствует ее дальнейшему развитию и росту. В чем же кроется главная тут загвоздка? Заказчики по-настоящему не понимают значение таких работ, отсюда и устраиваемый ими ценовой произвол и демпинг.

Как можно выйти из этой ситуации? Эксперты считают, что за результаты инженерных и геодезических изысканий в том числе должны отвечать и заказчики. Если они предлагают за эти работы низкую цену, то и качество их тоже будет невысоким.

Пока же, по выражению одного из докладчиков, в этом вопросе господствует ценовой каннибализм заказчиков. По сути, это можно охарактеризовать, как проявление неуважения к представителям этой профессии.

В итоге мы получаем то, что она не престижна для студентов. Приток молодых специалистов невелик, в том числе и по причине низкой зарплаты. А если в ближайшее время в отрасль не вольется свежая кровь, она останется без кадров.

К сожалению, не только частный бизнес, но и политика государства не идет на пользу изыскателям. Федеральная контрактная система устроена так, что ее специалисты, если с объектом что-то случится, не несут никакой ответственности, а потому им безразлично качество изыскания. А коли так, то можно устанавливать низкие расценки. При этом, по мнению Владимира Пасканного, с точки зрения законодательства вся схема выстроена правильно. Все зависит от людей, которые находится при исполнении. А вот они своими действиями делают так, как это происходит на практике. Или, по словам одного их выступающих: набрали верных, а спрашивают, как с умных. В результате и получаем такой результат: за последние 10 лет стоимость изыскательных работ упала в 5–6 раз. Вряд ли это можно объяснить только ростом уровня их технологий.

Цена ценностей или ценность цены

В России существует два способа установления расценок на изыскательные работы: государственный и рыночный. Причем преобладает последний, считает Павел Семочкин, основатель компании «Гектар Групп». Даже когда это происходит в рамках ФЗ-44 и ФЗ-223, все равно преобладает коммерческий подход.

Как происходит формирование цены. Павел Семочкин выделяет три основных способа: на основании ценовой конкуренции; на основании текущих цен (практически не работает); на основании воспринимаемых ценностей изыскательских работ.

Цены также зависят и от того фактора, по каким критериям выбирают подрядчика для проведения изысканий. В расчет обычно принимаются два обстоятельства: цены, по которым он соглашается работать, и репутация компании. Но чаще всего побеждает самый дешевый вариант.

Заказчик исходит из простого принципа: минимизация затрат для получения максимальной прибыли. А между тем главный вопрос должен быть принципиально иным: это те ценности, которые воплощают собой проведение изысканий. А главная ценность такова – получение максимально объективных данных об объекте и окружающей его среде, которые позволяют принимать правильные решения.

Сегодня проблема заказчика в том, говорит Павел Семочкин, что он не желает платить за конечный продукт изыскания, а потому он всячески сбивает цену. Так сейчас московское правительство оценивает стоимость изыскательских работ по коэффициенту 0,59 от общей сметной стоимости строительства. К тому же сами изыскательские компании ставят в кабальные условия, деньги им платят после проведения экспертизы, а исследования проводятся до нее. Возникает вопрос: на какие средства это делать?

В чем все же проблема заказчика? Она на поверхности; большинство из них не являются конечными пользователями изысканий. Они сдают объект эксплуатантам и навсегда уходят с него, а дальше хоть трава не расти. Эксплуатанты как раз и испытывают проблемы от плохо сделанных инженерных и геодезических исследований.

Если же заказчик конечный потребитель, то и ценность изыскания для него совсем другая. Она резко растет в цене. Все, что делается для себя, имеет гораздо большее значение, чем то, что делается для других. Связь тут прямая, только в жизни она часто разорвана.

Какие можно принять на первое время срочные меры? По мнению Павла Семочкина, выдавать отрицательные заключения экспертизы, если в договоре о проведении изыскательных работ действует коэффициент ниже 0,8% от сметной стоимости объекта; усилить контроль за достоверность предоставления инженерных и геодезических данных; заняться в строительном сообществе разъяснением ценности изысканий.

Все вопросы, связанные с проведением изыскательских работ, следует рассматривать в разрезе их цены и ценностей. Если не учитывать эти два фактора, мы неизбежно рано или поздно придем к печальным результатам.

Владимир Гурвич

Фото: интернет

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Строительство и кризис: почему мы стали страной догоняющих технологий

Строительная отрасль переходит на цифровой диапазон: получается не у всех, но лидеры есть

Противопожарная безопасность: вчера, сегодня, завтра

Эксперты решают проблемы проектировщиков и строителей. А кто будет решать проблемы экспертов?

Строительство будущего: дом на Марсе из местных материалов – уже не фантастика, хотя еще и не реальность

Ростуризм взглянул на туризм по-новому: дело пахнет перестройкой

Технологии, которые облегчают работу строителям и упрощают жизнь потребителям

Экспертиза в строительстве: не все так благополучно, когда внедряем BIM

Почему процесс подготовки кадров для строительства мало связан со строительством

«Классический» инженер-строитель в России: напуган, пассивен и ведет себя как офисный планктон!?


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Наверх