Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Вертикальный транспорт (лифты): вверх по лестнице ведущей вниз?
Когда люди перечисляют виды транспорта, то обычно лифты не входят в этот перечень. А ведь они перевозят пассажиров намного больше и чаще, чем классические транспортные средства.
Современный дом — большое и разнообразное инженерное сооружение, и одними из самых сложных систем являются лифты. Сегодня без них немыслим ни один МКД, ни одно здание даже в несколько этажей. А потому можно смело вести речь о том, что в стране существует не просто лифтовое хозяйство, а целая лифтовая отрасль, которая включает как производство самих подъемных механизмов, так их установку и обслуживание. Сейчас эта индустрия, как и вся экономика, сталкивается с определенными сложностями и напряженно ищет способ, как справиться с ними.
Размер бедствия
Наверное, немногие задумываются над тем, что лифт — самый популярный вид транспорта, ежедневно им пользуются в стране свыше 90 млн человек. Этот пассажирский поток больше, чем в трамваях, троллейбусах и метро вместе взятых. Не случайно, что в самой лифтовой отрасли трудятся 100 тысяч специалистов.
Как и любой вид транспорта, лифтовой требует постоянного технического обслуживания и обновления. Эта проблема все больше приобретает настоящую остроту. В России сегодня почти каждый третий лифт исчерпал свои ресурсы и может стать причиной аварии. Более 160 тысяч подъёмников работают дольше установленного срока службы и нуждаются в неотложной замене. Совокупная стоимость замены лифтов оценивается в сотни миллиардов рублей.
Существуют планы по замене лифтового хозяйства домов и зданий, согласно им, до 15 февраля 2025 года нужно заменить свыше 93 тысяч лифтов. Однако есть опасность, что эти задачи будут не выполнены, во всех регионах России в планах значатся всего 45 тысяч. Если государство не вмешается в эту ситуацию, цифра может такой же и остаться в реальности.
На самом деле положение более чем тревожное, ведь с исправностью лифта связано не только удобство жителей, но и их безопасность. Увы, подъемники несут угрозу жизни, о чем наглядно свидетельствует статистика. А она не самая радужная. Хотя травматизм и число летальных исходов снижается, вертикальный транспорт по-прежнему уносит жизни. Так, в 2021 году всего пострадало 57 человек, из них 22 погибли, 35 получили травмы, в 2022 году — 50 человек, 18 погибли, 32 травмированы. Замена подъемников — важнейшая задача.
Между тем, по информации депутата ГД Светланы Разворотневой, только в старых домах нужно заменить 41 тысячу лифта. Особенно сложная ситуация в МКД, которые перешли на спецсчета. Хранящихся на них денег не хватает на замену лифтового оборудования, а возможности взять на эти цели кредиты крайне ограничены.
Вопрос требует решения, и без господдержки его не сдвинуть с места, считает депутат. В 2020 году на эти цели выделялось 800 млн рублей, в итоге возник стимул по замене лифтов. Сейчас таких субсидий нет. Были разные предложения, как выделять деньги, но пока средств нет и в помине.
Каким может быть решение проблемы? Светлана Разворотнева полагает, что одним из вариантов может стать освобождение производящих капремонт строительных компаний от уплаты НДС. Против этой меры возражает Минфин.
Еще одна важная мера, способствующая ускоренной замене лифтов, — определение предельных расценок на эти виды работ. Сегодня по регионам наблюдается их большой разброс.
Без софинансирования замены и ремонта лифтов со стороны государства с этой задачей в существующих объемах не справиться, говорит Светлана Разворотнева. Для большого числа жителей МКД ситуация может стать неприятной, Ростехнадзор грозит отключить львиную долю подъемников по причине их износа.
Учимся делать сами
Лучше пока складывается ситуация с оснащением лифтовыми механизмами вновь вводимых домов. 2022 год стал рекордным по вводу жилья. По словам Светланы Разворотневой, почти не было случаев, когда сроки сдачи объектов переносились по причине неготовности лифтов.
Между тем, перед производственниками стоят большие задачи. По словам Петра Харламова, генерального директора российского лифтового объединения, к 2025 году нужно заменить почти 100 тысяч лифтов. В целом ряде регионов количество лифтов, которые превысили срок службы, доходит до половины.
Как известно, зарубежные производители лифтового оборудования, которые занимали большое место на отечественном рынке, дружно покинули Россию. Это создало напряжение на рынке производства лифтов. Так, по сравнению с 2021 годом в 2022 году произошло снижение на 20% аукционов на выпуск подъемников. Всего их было проведено 14 тысяч на 32,9 млрд рублей. Без развития отечественной производственной базы ни заменить в нужном количестве подъемники, ни снабжать ими новостройки не получится.
Производственные мощности, как и технические разработки, для этого есть. Увеличивают производство уже существующие заводы, возрождаются производства, не работавшие в последние годы предприятия. Например, возродился Серпуховский лифтостроительный завод, он уже произвел 105 лифтов, в планах на 2023 год активно наращивать производство.
Однако есть и проблемы, которые еще не решены. Как говорит Петр Харламов, пока в России не производятся лифты со скоростью свыше 2,5 м в секунду. Такие подъемники остро нужны при высотном строительстве. Эти конструкции разрабатываются, но когда работы завершатся, до конца не ясно. Сложная ситуация сложилась с частотными преобразователями; эти изделия целиком импортные. Прежние поставщики их перестали поставлять в Россию. Есть также зависимость от иностранной микроэлектроники, трудности с поставками редукторов, лебедок, некоторых других изделий.
Согласно прогнозу, в 2023 году стране понадобится приблизительно 40 тысяч лифтов как для нового строительства, так и для замены старых механизмов. Полностью собственное производство эту потребность не закроет, нужен импорт. Одним из основных поставщиков, судя по всему, станет Китай. Но на данный момент китайские лифты в России занимают небольшую долю.
Государство снова решило присматривать за лифтами
Актуальными для лифтового комплекса остаются проблемы выстраивания эффективной системы надзора за ним. Генеральный директор «Федерация лифтовых предприятий» Сергей Прокофьев рассказывает, что контроль за лифтовым хозяйством существовал еще в царской России. А первые советские документы на эту тему были приняты в 1918 году. В СССР действовали жесткие правила эксплуатации подъемников. А вот в новой России в какой-то момент лифтовое хозяйство осталось без государева ока. Это быстро сказалось на его качестве, начался рост травматизма, включая увеличение случаев гибели людей.
В 2017 году государство фактически вернулось в сферу контроля за лифтовым комплексом, были принято постановление правительства: «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». Позднее Ростехнадзор утвердил регламент работы в лифтовом хозяйстве от установки до утилизации. Эти документы в какой-то мере изменили положение в лифтовом комплексе, даже сократился уровень травматизма и летальных исходов.
Однако этот вопрос упирается в другой — в качество подготовки специалистов для работы в лифтовой отрасли. А она явно недостаточна. Например, в 2022 году выпущено всего 192 электромеханика по лифтам; для такого огромной страны этого совершенно недостаточно. Да и сам уровень обучения в разных регионах и учебных заведениях очень разнится, есть немало таких центров, где он не выдерживает критики. В итоге большинство специалистов подготавливаются с помощью наставников прямо на самих предприятиях.
Мы настолько привыкли к лифтам, что даже не можем представить, что их может не быть в доме. Входя в него, мы не задумываемся, какое это сложное техническое сооружение с точки зрения обслуживания, но еще в большей степени с точки зрения конструкции и производства. И хотя бы иногда об этом стоит думать и вспоминать.
Владимир Гурвич, фото: интернет.
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"