Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Кто на стройке решает все вопросы » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +14 °C.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
14 янв 17:30Власть

Кто на стройке решает все вопросы

Автор: Владимир Гурвич

Наконец-то власть осознала, что было понятно с самого начала – без квалифицированных кадров никакие планы по увеличению объемов строительства не будут реализованы.


 

Мы хотим, чтобы в нашей стране строили быстро и хорошо. Но чтобы это реально происходило, требуется немало компонентов: хорошие проекты, стабильное финансирование, постоянное совершенствование строительных технологий. И все же на первом месте. скорее всего, стоит другой фактор – наличие квалифицированных кадров. Ибо без них не будет ни хороших проектов, ни стабильного финансирования, ни постоянного совершенствования строительных технологий. Именно в этой сфере мы испытываем большую нехватку настоящих профессионалов и пока находимся далеко от решения этого вопроса.

Для новых технологий - новые кадры

По словам министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, вопрос комплектования строительных организаций крайне важен. В строительстве происходят постоянные перемены, и кадры также должны меняться. Появляются новые технологические процессы, а с ними и потребность в новых компетенциях. Так, активно идет цифровизация отрасли, внедряются технологии информационного моделирования, следовательно, требуются специалисты, умеющие работать в этой системе.

Впрочем, требуются профессионалы практически по всему спектру строительных профессий. Не так давно было проведено исследования спроса на строительные рабочие специальности. Его выполнили НОСТРОЙ совместно с порталом ЕРЗ.РФ. По итогам проведенного опроса, сокращение количества соискателей по рабочим-строителям отметили 61,8% респондентов. В числе наиболее дефицитных профессий – штукатур, каменщик, бетонщик, арматурщик.

На самом деле строительная отрасль испытывает нехватку специалистов практически всех специальностей и на всех уровнях – от рабочих до проектировщиков. После начала пандемии положение только обострилось, в первую очередь в связи с оттоком рабочих из Ближнего Зарубежья.

Но пандемия только усилила давно существующие проблемы. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков выделяет главные вызовы нашей системы подготовки кадров для строительной отрасли. Недостаточное количество обучающихся по строительным специальностям; их число не покрывает отток покидающих по разным причинам стройку людей.

Строительство не может удержать уже работающих специалистов по причине низкой заработной платы и низкого престижа строительных профессий.

Качество подготовки учащихся не отвечает современным требованиям, работодатели недовольны выпускниками профильных учебных заведений. Во многом это происходит по причине того, что техникумы и колледжи, где готовят пополнение для отрасли, слабо взаимодействуют с работодателями.Не налажена должная связь между учебным процессом и реальными потребностями строительства.

Как исправить эти пробелы? По мнению президента НОСТРОЙ, есть целый ряд направлений, по которым нужноактивно идти. Привлекать молодежь для учебы в строительных учебных заведениях, а для этого следует повышать престиж этих специальностей. Одним из наиболее действенных путей является проведение профессиональных конкурсов.

Еще один путь – сближение средних учебных заведений с компаниями, занимающимися строительством. Они должны проявлять всемерную заинтересованность в таких специалистах, организовывать для них производственную практику. Среди учащихся должна существовать конкуренция за хорошие рабочие места.

Постоянное улучшениеусловий труда на стройках, и в первую очередь это должно выражаться в хорошей оплате труда, но именно это далеко не везде имеет место.В 13 регионах страны зарплата строительных рабочих первого разряда ниже, чемсредняя в этих субъектах Федерации.

Нужна постоянная работа над совершенствованием учебных программ, однако многие колледжи не уделяют этому должного внимания. Достаточно сказать, что сегодня средние учебные заведения не готовят специалистов с навыками владения технологиями информационного моделирования.

К чему это все приводит? Только 41% окончивших средние учебные заведения специалистов остаются в строительной отрасли, и это в условиях постоянного роста объемов строительства. Причем в немалой степени государство само способствует такой ситуации. Многие учащиеся в период учебы уходят в армию, а когда демобилизуются, уже не возвращаются к обучению по прежней специальности.

Консорциум мыслит стратегически

Не менее сложная ситуация и в сфере высшего строительного образования, хотя проблемы там во многом иные. В частности, молодежь охотно поступает в профильные вузы. По словам ректора СМГУ Павла Акимова, конкурс в них большой.

Но сам по себе большой конкурс еще не залог того, что мы получим на выходе хороших специалистов. Важно обеспечить непрерывность и возможность получения дополнительного образования. По словам ректора СМГУ, с этой целью образован консорциум «Строительство и архитектура», в который вошли 9 высших учебных строительных заведений.

Сегодня консорциум реализует четыре стратегических проекта. Смысл их в том, чтобы обучать студентов именно тому, что более всего необходимо строительной отрасли.

В этой связи разработаны 4 стратегических проекта. Первый из них – научно-технологические приоритеты строительной отрасли. Его суть в обеспечении устойчивого развития стройкомплекса на основе развития научных и технологических исследований и разработок.

Стратегический проект №2 связан с подготовкой кадров. Его реализация будет происходить на основе актуализации учебных программ, развитии системы дополнительного образования.Это крайне важно, так как многие курсы не отвечают современным потребностям отрасли.

Стратегический проект №3 направлен на создание цифрового хаба строительной отрасли, включая формирование отечественного вычислительного комплекса. Сегодня, по словам Павла Акимова, у нас нет собственного программного обеспечения по многим направлениям строительных работ, в том числе такого важного, как прочность и безопасность строительных конструкций.

Четвертый стратегический проект направлен на развитие молодежного движения, включая создания студенческих строительных отрядов, а также подготовки гармоничных личностей.

Универсальный строитель никому не нужен

Конечно, стратегический подход к подготовке кадров – это правильное направление. Но сегодня зачастую приходиться решать более приземленные задачи. По словам Ольги Халепо, директора Новгородского строительного колледжа, о какой подготовке специалистов можно говорить, если студентов на практике ставят выполнять самые примитивные виды работ – копать, носить. Чему молодой человек тут может научиться? А ведьуспешное обучение обусловлено использованием комплекса мер, связанных как с теоретической, так и с практической подготовкой.

Как говорит Валерий Андреев, директор колледжа Водных ресурсов из Санкт-Петербурга, строительные компаниипостоянно критикуют системы подготовки специалистов – не тому учите.Этот упрек становится все актуальнее в связи с сокращением сроков обучения с 3–4 лет до 2 лет. Возникает вопрос: а чему можно обучить студентов за такой период?

По мнению Валерия Андреева, сокращения сроков обучения не стоит бояться, но это требует к процессу учебы творческого подхода. В первую очередьтребуется сокращение большого числа обучающих стандартов и программ, а для этого в свою очередь нужно пересмотреть большое число нормативных документов. Исходить следует из принципа – оставлять только то, в каких реальных компетенцияхнуждаются строительные компании.

Убрать можно многое. Например, подготовка по специальности «кровельщик», согласно действующим стандартам,включает пять модулей. Учащихся надо обучить 36 функциям за 10 месяцев. Но нужно ли такое количество навыков? Мониторинг использования таких специалистов показывает, что реально никто из них на практике не реализует все эти специализации.

У строительных компаний есть конкретные запросы на то, что им действительно нужно, а это часто не совпадает с тем, чему студента учат. Задача подготовки некого универсального строителя нереальна и не нужна, считает Валерий Андреев. Необязательно учить всему и сразу, главное дать основные производственные навыки.

Как говорит министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, он не согласен с высказываемым некоторыми тезисом, что раньше строители были лучше, ихболее качественнообучали.Нужно активнее заниматься подготовкой кадров. Без этого не получится эффективно использовать новые возможности строительной отрасли, которые появляются с новыми технологиями.

Владимир Гурвич

Фото: ИА Строительство

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
У строителей проблем выше крыши – помогает ли их решать саморегулирование?

Частное домостроение: решит ли низкая ставка по ипотеке все проблемы?

Ценообразование в строительстве: дать рынку адекватный ресурсный метод

Строительная Ассамблея. Поможет ли она отрасли?

Минстрой возвращает на стройку институт главных инженеров проекта и размораживает цены.

Регулирование строительной отрасли как песня: что они не делают не идут дела

Стандарты и нормирование в строительстве: на каком этапе мы находимся

Кому выгодна ситуация в строительной отрасли России.

Наталья Антипина: Законы в строительной отрасли должны подкрепляться качественной проверкой их исполнения в регионах.


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
На остальное денег не хватило
Наверх