Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Город, как бренд, который хорошо продается » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +7 °C, дождь.

Архив публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
10 янв 11:12АРХ&ПРОЕКТ

Город, как бренд, который хорошо продается

Автор: Владимир Гурвич

Город – это не просто скопление домов, людей и машин, это на самом деле  всегда большой архпроект. И все города отличаются тем, получился ли он или нет  


 

Архитектура – это лицо любого города. На земле немало таких населенных пунктов, в которые огромный поток людей со всего света  направляется только ради того, чтобы полюбоваться зданиями и сооружениями. Но это касается в первую очередь исторического наследия. А может ли современное зодчество стать таким же притягательным для туристов? Эта проблема волнует градостроителей на всех континентах земли. Актуальна эта тема и для России, которая тоже совсем не против стать одной из главных туристических Мекк на планете. 

 

Экономика впечатлений

Архитектура – это на самом деле весьма многослойное явление. По мысли главного архитектора Москва Сергея Кузнецова, это и характеристика экономических возможностей страны, и ее месседж миру, и что крайне важно – это то, что делает то или иное место, тот или иной город узнаваемым во всем мире.

Да, исторический архитектурный слой имеет огромное значение, но и крайне важно создавать современный привлекательный облик городов. Без новой архитектуры невозможно формирование правильного впечатления о стране. Архитектура позволяет увидеть все свои глазами и сделать свои, а не заимствованные выводы. И нынешний архитектурный облик Москвы вызывает интерес во всем мире, убежден  Сергей Кузнецов. И это имеет не только эстетическое значение, но и большой экономический потенциал. 

Туристический потенциал любого города тесно связан с его архитектурным брендом. По словам председателя Комитета по туризму города Москвы Екатерины Проничевой, пандемия стала большим вызовом для туристической отрасли Москвы. Возник вопрос: как при нынешней ситуации  привлекать в город гостей?

В 2019 году Москва поставила личный туристический рекорд – свыше 25 млн приезжих посетили российскую столицу. Во многом это стало возможным благодаря новым туристическим веяниям. Сегодня ключ к популярности туристического направления – это не просто шедевры архитектуры, а возможность получения полноценного впечатления от посещения нового места. Москва по своему архитектурному многообразию от средних веков до нашего времени вписывается в эту тенденцию.

Для Москвы – это крайне важно, подчеркивает Екатерина Проничева, туризм это фактор  развития  54 секторов столичной экономики.  Но чтобы у приезжих заработал на полную мощность тот самый генератор впечатлений от нового места надо сильно постараться. Это и комфорт от пребывания, и  гастрономические изыски и, безусловно, новая, еще неизвестная в мире архитектура.

Можно говорить о том, что такой подход срабатывает. За 9 месяцев 2021 году в Москву посетило 15 млн туристов. Это означает, что даже, несмотря на эпидемию ковида, город вызывает интерес.

Связь времен

Москва, как популярный в мире туристический бренд – это то, что еще предстоит по-настоящему создать. По словам Артема Укропова,    партнера архитектурного бюро megabudka, туристы делятся на две большие категории: те, кто едут за комфортом, и те, кто отправляются в путь, за новыми впечатлениями. Эти люди хотят удивляться, их интересует местная экзотика. И для этой категории людей российская столица может дать фору  многим городам.

Современная архитектура города уже обладает целым перечнем уникальных объектов, как вновь построенных, так и прошедших реновацию. Это  ТЭЦ-5, Музей современного искусства «Гараж», парк «Зарядье», ЖК «Садовые кварталы» и многие другие объекты.  Но можно найти много любопытного и там, где, казалось, нет ничего особенного.

Например, «Крылатское» - вроде бы типичный спальный район. Но если внимательно присмотреться к нему, можно отыскать  большие исторические и разнообразные пласты, которые будут интересны туристам.

Уметь отыскивать то, что привлечет внимания гостей, это искусство. Как говорит  известный российский архитектур Сергей Чобан, город не может быть интересен дорогими жилищными комплексами, упрятанными за непроницаемые заборы, элитной недвижимостью. Людям важно ощущать связь между собой и ими. В городе должны обязательны присутствовать символы времени, но  которые должны быть не сами по себе, а гармонично интегрированы в городскую среду. Можно в нее вбухать много денег, а результата не будет. Москва, прежде всего, интересна своей историей и тем, как история вошла в ее современность.

Город нужно научиться демонстрировать всю многоцветную палитрудраматизма его   истории. Когда мы обозреваем его архитектурное наследие, возникает впечатление некой гармоничности всего того, чтобы было построено.  На самом деле, это не так, говорит Сергей Чобан, в любой эпохе происходит борьба стилей и концепций. И надо уметь показывать это противостояние.  

И не стоит скрывать современную ситуацию. Так, сегодня существуют большие экологические проблемы. Главная идея, которая должна двигать архитекторами, градостроителями, – как не повредить городской среде. Это то, что влияет на развитие города в большой перспективе.    

Город на продажу  

Город продает себя и не только туристам, но в первую очередь своим жителям. Бизнес для себя выбирает то место,  где для него возможно максимальное развитие, указывает  Константин Гаранин, директор Центра территориального маркетинга, эксперт Международной программы развития ООН (UNPD). И немалое значение приобретает уже сложившийся бренд той или иной территории. А архитектура является его составной частью.

Турист, выбирая для посещения тот или иной город, хочет увидеть в нем нечто особенное, чего он не найдет больше нигде. Если человек едет в столицу, то среди прочего он хочет посмотреть и на то, как она выполняет свои столичные функции. Если речь идет о другом населенном пункте, то путешественник хочет обнаружить те особенности, которые отличают его от всех других мест на земле.

Города в России в большинстве своем не умеют продавать туристам свое архитектурное богатство. Когда город заявляет о том, что он собирается стать креативным, а при этом застраивается стандартными микрорайонами, то впечатление от такого несоответствия негативное.

Российским городам нужно уметь встраивать своим архитектурные смыслы общую стратегию своего развития, подчеркивает   Константин Гаранин. Пока в большинстве случаев это не очень получается. И не удивительно. 96% объектов в России строятся вообще без участия архитекторов. В целом в стране большая потребность в таких специалистах. 

Москва в этом ряду скорее исключение, здесь туристам хочется видеть имперский стиль. И они его получают. В каком-то смысле это не совсем заслуга Москвы. Да, она лидер в этом направлении, но у других городах и близко нет таких ресурсов. Поэтому им так  важно использовать имеющиеся возможности. А если есть долгосрочная стратегия, то все должно работать на нее. Городам нужно вести активный диалог с архитекторами, урбанистами, застройщиками, это позволяет более эффективно использовать тот потенциал,  которым обладает территория.

Жители и их город

И здесь крайне важно то, какие отношения устанавливаются между  городом и его жителями. Равнодушны ли они к его облику и судьбе или наоборот, активно участвуют в его жизни. Есть немало положительных тому примеров. Например, в Чикаго центральная часть города – это достояние его горожан. Жители добровольно вносят деньги, которые позволяют ежедневно совершать по нему 20 бесплатных автобусных экскурсий.

А может ли происходить в нашей стране нечто подобное? Оказывается, может и даже в совсем небольших городах. Как рассказывает     Ксения Ламшина, директор Радио «Культура», жители города Выкса стала сопроектировщиками проектов по благоустройству придомовых территорий.

Процесс происходил не просто, сначала жители не желали принимать участие в обсуждение проектов благоустройства. Но архитекторы не сдавались и убеждали людей изучать и высказывать свое мнение о том, что предлагалось сделать. И постепенно у людей сформировался запрос на хорошую архитектуру, на свое участие в реализации этих идей.

Как говорит Ксения Ламшина, малые формыи в целом  хорошаяархитектура взаимосвязаны между собой, но путь этот не близкий. Многие априори считают ужасной современную архитектуру, но это то, что надо преодолевать. В любом случае, даже самые лучшие с точки зрения эстетики сооружения исчезают из публичного градостроительного пространства, если их не принимают жители и туристы.

Владимир Гурвич

От редакции. Материал подготовлен на основе конференции  «Комфортный город – 2021. Современная архитектура: государство, медиа, общество», на которой модератор Сергей Георгиевский не дал возможности задать вопросы спикерам.          

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Живая архитектура Андрея Асадова

Архитектор - строитель: как распределится их функционал в новом законе об архитектурной деятельности

Дмитрий Волков: возвращение решающей роли архитектора – вопрос принципиальный

Архитектор Борис Левянт: вместо поддержки архитектуры, есть предпосылки к тому, чтобы она вообще прекратила свое существование.

Архитектор Андрей Асадов: каждый новый объект становиться любимым.

Из какого материала сегодня можно строить дом, частный и многоквартирный. Мнение архитектора Алексея Кротова.

Дмитрий Швидковский (ректор МАРХИ): «Мы получили такой правительственный заказ…»

Александр Балабин о трудностях работы архитектора с частными и государственными заказами

«Нельзя вкладывать все идеи в один проект»: Кес Каан — о тонкостях работы архитектора

Проблемы выбора архитектора: взять сороку, ворону или сову-госпожу?


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Наверх