Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Госзаказчик – главный дирижер строительства » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +12 °C.

Архив публикаций
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
28 июл 20:02Бизнес

Госзаказчик – главный дирижер строительства

Автор: Владимир Гурвич

 

Настала потребность в качественном повышении уровня строительства. Старым, проверенным, но полузабытым инструментом этого является госзаказчик 

Перед стройкомплексом страны стоит задача по всемерному повышению его эффективности. Одним из таких путей является активное использование института государственного и технического заказчика. В СССР он играл очень важную роль, но затем она резко снизилась. Практика последних лет показала, что его отсутствие отрицательно влияет на строительный процесс. А потому сегодня идет разговор о необходимости в полном объеме восстановления такой структуры.

 

Душа и мозг  строительства

Государственный заказчик является душой и мозгом реализации любого серьезного  строительного проекта.  Так считает первый заместитель руководителя Минстроя Александр Ломакин.  По большому счету именно на нем все и держится. У него много задач, которые можно свести к воссоединению в единое целое всех участников строительства. Именно с помощью госзаказчика они связываются друг с другом.   

Это грандиозная задача, учитывая огромные объемы строительства в России. Достаточно сказать, что в 2023 году было выполнено СМР на сумму свыше 15 трлн рублей; только на инфраструктурные объекты потрачено свыше 3 трлн рублей. Отсюда можно представить грандиозность работы госзаказчиков. При таких объемов величинах  важно создать условия для синхронизации деятельности всех участвующих в проекте организаций. Особенно это актуально в регионах, далеко не все муниципалитеты способны добиваться таких целей.

Задачи же стоят не простые, в первую очередь  нужно добиваться сокращение инвестиционно-строительного цикла, чтобы он максимально бы продолжался от начала и до конца не более тысячи дней.

Как рассказывает первый заместитель министра, сегодня идет работа по формированию института госзаказчика. И сделано уже немало. На федеральном уровне создана структура УПК Единого заказчика, которая уже приносит реальные положительные результаты. Эта организация реализует много проектов, при этом повышается качества проектирования и строительства, снижается себестоимость и сроки сооружения объектов.

Сегодня Минстрой придает функции госзаказчику большое значение. Создана ассоциация государственных заказчиков, 2024 год министерством объявлен годом технического заказчика, разработан план мероприятий по развитию этого института.      

 

 Взгляд изнутри 

Очень важно посмотреть на функции техзаказчика изнутри, считает Начальник Главгосэкспертизы Росси Игорь Манылов. Строительство – сложный процесс, который особенно нуждается в порядке. При этом взят курс на упрощение административных процедур за счет их оптимизации. Сегодня для того, чтобы приступить к строительству, требуется оформление и согласование 607 документов; еще не так давно их надо было в четыре раза больше. В таких условиях серьезный эффект возможен, если вся система гибко реагирует на ситуацию. И в этом процессе не последнюю роль играет заказчик.

Идет переход на управление жизненным циклом объекта. В этом процессе активная роль техзаказчика. Он должен стимулировать цифровизацию этих процедур;  это становится его ключевой задачей. Нужна структура, которая бы взяла на себя основную ответственность за эти явления.

В этой, прямо скажем непростой ситуации, техзаказчик выполняет роль дирижера большого строительного оркестра. Он должен постоянно видеть, как и чем в конкретной момент занят тот или участник его, так и стадии реализации проекта.

Для этого требуется классификатор строительной информации, без него трудно управлять стройкой, заниматься интеграцией с внешними контрагентами. Все это и позволяет техзаказчику взять власть на строительстве.

К сожалению, практика показывает, что даже при наличии техзаказчика у него не всегда достает компетенции для выполнения в полном объеме всех своих функций, говорит Игорь Маныйлов. Но это крайне необходимо. И приводит сравнение: если человек делает ремонт в своей квартире и не контролирует строителей, то шансов на то, что он будет выполнен качественно, немного.

Поэтому техзаказчик обязан научиться уже на ранней стадии стройки управлять ее экономикой. Сейчас же многие техзаказчики неважно  знают смету строительства, и это плохо. Пусть не на сто процентов, но ориентировочно, нужно владеть такой информацией.

 

Опыт – сын ошибок трудных

Пока еще в России не накоплен богатый опыт работы системы госзаказчика, поэтому столь ценен опыт тех, кто трудится в этой сфере. Публично-правовая компания «Единый заказчик»   создана 1 февраля 2021 года. Первый заместитель генерального директора Илья Гриднев рассказывает, что за три года существования организации реализован или в стадии реализации 27 проектов.  Получен позитивный результат, который следует всемерно распространять.

А распространять есть куда. На сегодняшний день в стране насчитывается свыше 700 технических заказчиков, как государственных, так и частных. Анализ показывает, что в среднем в такой структуре работают 100 человек. Централизация работы техзаказчика повышает ее эффективность. В связи с распространением такой практики возникает задача по разработке стандартов деятельности таких структур.

Это не просто, так как нужно найти ответ на многие вопросы. Генеральный директор НПП Гиперлайн Владимир Николаев спрашивает, что нужно  для эффективной работы техническому  заказчику? Горизонт его планирования 25 лет для реализации функции полного жизненного цикла.

Постановка задач на основе показателей эффективности, определение совокупной стоимости владения. Сегодня редко кто делает расчеты даже на 10 лет.

Прямая связь технических заказчиков с теми, кто строит и эксплуатирует объект. Сегодня инфраструктура стала неотъемлемой частью реализации проекта, она нужна для поддержания будущего проекта.

 Заказчикам необходимо уделить особое внимание вопросам развития информационным технологиям - это база для функционирования экономики данных.

Пока в целом эти задача находятся на стадии реализации и далеки от завершения. Итогом этого является то, что ежегодно бизнес из-за простоев теряет 500 млрд рублей.

 

«Веселей, ребята, Выпало нам, Строить путь железный, А короче – БАМ!»

И в заключение немного истории. В 2024 году исполняется 50 лет началу строительства БАМа. По мнению заслуженного строителя России Ефима Басина, именно наличие госзаказчика позволило успешно завершить этот грандиозный проект.

Как вспоминает Ефим Басин, роль госзаказчика была очень велика. Именно он выбирал всех генеральных подрядчиков, как для проектирования, так и непосредственно для строительства.

В СССР БАМ стала настоящей стройкой века, она продолжалась 15 лет. Участие в ней прямо или косвенно принимало 12 млн человек, было извлечено 500 млн кв. м. грунта, построено 2200 мостов, пробито 11 км туннелей, возникло свыше 60 новых городов и поселков.

Во многом благодаря госзаказчику удавалось осуществлять планирование грандиозной стройки. Уже в 1974 году были определены сроки и этапы работ, составлен список приоритетных поставщиков, закуплено много высокопроизводительной, преимущественно импортной техники. Все это позволило снизить сроки строительства и увеличить производительность труда.

В качестве главного госзаказчика выступило Министерство путей сообщения. Оно проделало огромную работу,  результатами которой мы пользуемся по сей день. Вот некоторые итоги. Когда началась стройка, столица БАМа Тында был поселком с населением в 3 тыс человек. По окончании строительства он стал городом, где проживало 75 тыс жителей.

Строительство БАМа дает бесценный опыт для современных строителей, уверен Ефим Басин. В чем он? Это стабильность финансирования, внимание к стройке со стороны руководителей государства, активное участие молодежи, привлечение к сооружению магистралей едва ли не всех регионов страны, создание местной ресурсной базы.

Конечно, с той поры ситуация сильно изменилось, напрямую тот опыт вряд ли применим к сегодняшнему дню. Тогда денег не то, что не жалели, но считали их совсем иначе, чем сейчас. Но без государственного заказчика это строительство продлилось бы намного дольше, а, возможно,  и не было бы завершено.

Сейчас тоже реализуются крупномасштабные проекты, хотя и не такие огромные. Тот опыт было бы ошибочно, да его и невозможно целиком копировать. Но помнить о нем полезно.

Владимир Гурвич 

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Стройкомплекс и энергоэффективность: роман, так и не ставший браком

Проектирование и фрилансеры: совмещение несовместимого?

Кто в Москве формирует экономику градостроительства

Государство и бизнес вроде бы уже не враги, но пока и не партнеры

Новая модель в СРО: разрушительное созидание малого бизнеса в строительстве.

Минстрой России: на что он может влиять, а на что – нет при выполнении программы в 120 млн. кв. метров жилья в год.

Одна из бед нашего бизнеса – это плохая коммуникационная среда. А без нее невозможно решать многие актуальные вопросы.

Александр Князев (НОСТРОЙ): почему не все строители смогут вернуть деньги из компфондов исключенных СРО

Темное далёко девелопмента не за горами, а чиновники штампуют законы, чтобы добить тех, кто остался

Александр Ручьев: сегодня не стоит начинать девелоперский бизнес в России


Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Где-то в России
Наверх