Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Градостроительство и общественный транспорт: что будет в приоритете? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +5 °C.

Архив публикаций
«    Ноябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
09 окт 11:23Дороги

Градостроительство и общественный транспорт: что будет в приоритете?

Автор: Марк Горский

Оказавшись в чужом городе, первые впечатления о нем мы получаем от качества его транспортной системы. Многое затем забывается, а вот она сохраняется в памяти надолго   

 


 

Развитие общественного  транспорта – важнейшая составная часть градостроительной политики любого населенного пункта, от небольшого поселка до мегаполиса. В России исторически сложилось, что большинство население передвигается именно на средствах передвижения, принадлежащим местным властям. Даже ускоренная автомобилизация страны в последние десятилетия коренным образом не изменила положение. Однако в этой сфере проблем более чем достаточно. А начинаются они с того, что мы явно недостаточно изучаем ее, а потому далеко не все решения в этой области можно считать сбалансированными.

Общественный транспорт взяли на карандаш

С 2025 года Президентом РФ утверждена новая конфигурация ключевых показателей эффективности губернаторов. Среди них есть и такой -  KPI №16 «Доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах». Помимо этого, общественный транспорт включен в отдельный Федеральный проект Национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Таким образом, значение общественного транспорта в городах России с 2025 года существенно повысилось в приоритетах  градостроительной повестки. Это ведет к увеличению  потребности в изучение  уровня и качества его  развития. В этой связи НИУ ВШЭ анонсировало  начало нового проекта по исследованию городов России. Его цель - формирование базы данных о состоянии общественного транспорта. Работа проводится в рамках Стратегического технологического проекта «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования».

На первом этапе

В чем смысл и значение исследования? Руководитель проекта от НИУ ВШЭ Павел Зюзин считает, что, учитывая то обстоятельство, что развитие общественного транспорта становится приоритетной задачей, растет потребность в объективном знании его состояния. Это необходимо для составления более обоснованных  мастер-планов и генпланов городов и поселений.

Как рассказывает  Павел Зюзин, работа будет проходить в несколько этапов. Первый – должен завершиться в декабре 2025 года, когда появится база данных учета состояния общественного транспорта. Она затронет 50 крупных городов, включая все миллионники. В тоже время Москва и Санкт-Петербург останутся вне этого исследования  в силу того, что по своим характеристикам сильно отличаются от всей остальной России. В 2026 году предполагается, что база данных будет обладать всей информацией об этой сфере.

На первом этапе анализ состояние общественного транспорта в разных городах будет основываться на семи показателях. 1. Уровень обслуживания им территории города. 2.  Доля разных видов общественного транспорта в перевозках города. 3. Структура парка   общественного транспорта. 4. Объем предложений общественного транспорта. (Речь идет об утренних пиковых нагрузоках). 5. Показатели переконфигурации  общественного транспорта. (К примеру, эффект от перехода с небольших автобусов на большие). 6. Показатели использования вместимости депо для электрического общественного транспорта. 7. Показатели ROW. (размеры обособленных трамвайных путей и выделенных полос для общественного транспорта.

Рентген транспортной системы городов.

Какую полезную информацию можно получить из этой базы данных?  По словам Павла   Зюзина, по сути дела – это рентген транспортной системы наших городов. В России их много и все они уникальны. Даже города примерно равные по численности населения и размерам территорий сильно отличаются друг от друга по уровню и характеру развития транспортной инфраструктуры, по количеству перевозимых пассажиров. Есть поселения, где транспортная сеть густая, а есть, где довольно пустая.

Это ведет к довольно интересным последствиям. Например, есть города, где закрытие даже нескольких маршрутов почти незаметно для жителей, а есть города, где даже ликвидации одного маршрута вызывает чуть ли не транспортный коллапс. Имея такую базу данных по каждому из попавших в исследование населенных пунктов, можно избегать таких проявлений. При этом следует помнить, что развитие общественного транспорта ведет не только к повышению удобств для жителей с точки зрения перемещения в переделах города, а имеет серьезный мультипликативный эффект для развития всего городского хозяйства. В районах, где действуют удобные транспортные коммуникации, жители селятся более охотно, там сильнее растут спрос, а, следовательно, и цена  на недвижимость, повышается инвестиционная привлекательность этого места, а значит, и увеличивается количество рабочих мест.

Везде все по-разному

Сегодня развитие общественного транспорта в России происходит достаточно стихийно. По словам Павла Зюзина, местная власть зачастую занимается тем, что на данный момент наиболее для нее актуально, а вопросы стратегического планирования транспортной инфраструктуры остаются за бортом. В итоге она развивается не пропорционально.

По мнению ученого, в России в этой сфере наблюдается ряд серьезных перекосов. В последнее время приоритет отдавался развитию автобусных маршрутов  в ущерб электротранспорту.  Между тем, наличие развитой сети электротранспорта  весьма актуально, так как увеличивает вместимость в целом общественного транспортного парка и снижает себестоимость перевозок. 

Однако развитие электрического общественного транспорта на первых порах требует определенных затрат на создание соответствующей инфраструктуры. Поэтому, как считает Павел Зюзин, нужны меры государственной поддержки.

При этом в каждом городе и регионе своя ситуация, свой запрос на развитие общественного транспорта  в целом и развитие отдельных его сегментов. И чем больше местные органы власти будут обладать соответствующей исчерпывающей информацией, тем более верные решения они способны принимать.

Марк Горский

 

 

  

 

 

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Дороги с цементно-бетонным основанием: все ни как по-настоящему не начнем строить

Дорожное хозяйство страны: денег меньше, а работать нужно лучше и больше

Дорожное строительство: большие успехи и большие проблемы

Когда мы покончим с вечной задачей: приведение дорог в нормальное состояние

Cтроительная и дорожная спецтехника: вялое обновление сменилось значительным ростом

Шесть новых требований к строительству современных дорог

Как власти Москвы обещают решить вопрос с парковочными местами

Имеет ли Россия экономические и технологические возможности строительства современных автодорог

Транспорт будущего скоро станет нашим настоящим

Ударим цементобетоном по нашему бездорожью

Пресс-релизы

Фото-курьез
Лучше нет красоты, чем смотреть с высоты...
Наверх