Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
![](/uploads/print.png)
То, что варварски разрушали, теперь пытаемся бережно сохранить
За последние сто лет Россия утратила огромное историко-архитектурное наследие. А потому так важно сохранить то, что осталось
Мы уже привыкли к новой модели капитального ремонта жилого фонда. Она имеет, как свои достоинства, так и свои недостатки. Но у этой системы есть одна сторона, о которой говорится нечасто. Между тем, это важная ее часть, которая имеет весьма большое значение – это капремонт многоквартирных домов-памятников, то есть домов, представляющих историко-культурное значение. Понятно, что работа на таких объектах обладает большой спецификой, она требует больших знаний и весьма нетрадиционной квалификацией. К тому же весьма затратная. Но если мы не будет этого делать, то страна лишится огромного культурного наследства.
Восстановить связь времен
В Москве большое количество домов-памятников, включенных в реестр охраняемых объектов. Речь идет, как о больших многоэтажных сооружениях, так и о домах, в которых проживает всего несколько семей. Большинство таких объектов насчитывают большой срок эксплуатации, поэтому нуждаются в ремонте или в реставрации.
По словам заместителя председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты г. Москвы Филиппа Смирнова, одна из главных трудностей на этом пути – достигнуть согласие между всеми владельцами здания. Все изменения следует согласовывать с ними, а у каждого собственника может быть свое мнение по тому или иному вопросу. Люди покупают в таких домах квартиры, а затем оказывается, что без разрешения в них ничего нельзя менять. И когда такой владелец узнает, что на этом объекте должен быть проведен капремонт, нередко это вызывает у него возмущение. Он ведь уже потратил немало денег и усилий на согласование с целью приведения своего жилища в надлежащий вид. А теперь все это может быть уничтожено.
К тому же проектанты и жильцы могут по-разному понимать, что такое красота и что нужно делать для ее сохранения и возрождения. Например, весьма распространенная проблема – вопрос об окнах. Собственники хотят сохранить их пластиковый вариант, которые часто они установили самовольно, и противятся возвращению искомого – деревянного. Поэтому диалог с жителями таких домов – важнейший элемент всей программы.
Находить согласие тем более необходимо, так как то, как выглядит Москва, имеет огромное значение. Тем более, учитывая историю города в XX веке, когда он пережил сильнейшую трансформацию. Его исторический облик сильно исказился, огромный дефицит жилья приводил к массовым перепланировкам домов-памятников, они меняли свои вид, разумеется, не в лучшую сторону, утрачивали многие ценные элементы.
Как считает Филипп Смирнов, сегодня настало время разбираться с этим советским наследием, открывать заново исторические дома, возвращать им первозданный вид. Это огромная эстетическая и градостроительная проблема – восстанавливать связь времен, которая в силу исторических причин, была разорвана. Москве нужно вернуть ее исторический код, который бы выражал ее нынешнее состояние как современного мирового мегаполиса, но который чтит, уважает и бережно сохраняет свое прошлое. Особенность текущего века как раз в том и заключается, что при всей своей поглощенности настоящим и устремленностью в будущее, он ценит оставленное предками культурное наследство.
Все за счет бюджета
Одно дело выдвигать правильные и даже красивые тезисы, другое – реализовывать их на практике. По словам генерального директора Фонда капитального ремонта г. Москвы Артура Кескинова, в первую очередь дело упирается в нехватку специалистов. Тем более, речь идет об огромном фронте работы. В настоящее время капремонт проводится или его должны скоро начать примерно на 400 домов-памятников. По этим объектам уже есть необходимая документация.
Нужны специализированые организации, которым можно поручить столь ответственное дело. Из 2000 строительных компаний, занятых в столице капитальным ремонтом домов, для этих целей подходят примерно 9% из них. Причем, многие такие подрядчики приезжают в Москву из регионов, так как там для них часто просто нет фронта работ.
Ключевой вопрос – софинансирование такой программы. Сейчас она полностью ложится на городской бюджет. В домах-памятников проживают 50 тыс человек, никаких дополнительных взносов они не делают. Во многом это происходит по тому, что в городской Фонд капремонта собирается 98% от всей положенной суммы.
Капремонт начинается в архивах
Разработка проектной документации для домов-памятников – сложная и объемная задача. Начальник управления по работе с ОКН службы строительного контроля Фонда капитального ремонта г. Москвы Сергей Краснов в связи с этим отмечает, что главная трудность – совмещение капремонта с реставрацией.
Во-первых, такие объекты требует более детального предварительного обследования. И часто они начинаютсяс поисков в архивах. Если речь идет о реставрации, то это огромное количество разных документов, которых предстоит изучить. Это в разы больше, чем для обычных домов, подлежащих капремонту.
Большинство домов-памятников имеют богатую историю, на их веку было много разных событий, реставраций, перестроек. Зачастую их инженерные коммуникации – самый настоящий ребус; бывает очень не просто понять, как все в них устроено. Причем, тут нет типовых проектов, каждый такой объект устроен по-своему. А потому и разбираться следует в индивидуальном порядке.
- Во-вторых, ремонт домов-памятников подлежит авторскому надзору разработчиков проекта. Это крайне необходимо, так как в процессе работ возникает множество дополнительных вопросов, а иногда и самых настоящих сюрпризов. И на них в оперативном порядке нужно искать ответы, в том числе вносить изменения в первоначальную документацию.
Чем больше у памятника декор, чем больше сложных элементов фасада, тем больше шансов попасть в программу капремонта памятников истории и культуры, отмечает начальник отдела государственного учета Управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Илья Аникин.
Работать проще и быстрей
Хотя речь идет о домах-памятниках, для их ремонта и реставрации широко используются самые современные технологии. Как рассказывает Сергей Краснов, речь идет о таких методах как информационное моделирование, лазерное сканирование и другие. Фактически создается цифровой двойник дома, для чего было сформировано специальное подразделение специалистов. И в течение последних полутора лет эти методы применяются для работ на подобных объектах.
Все это позволяет создавать цифрового двойника сначала дома в его текущем состоянии и по мере проведения работ изменять его. Это не только ускоряет весь ход работ, но что очень важно дает возможность исключать человеческий фактор, который зачастую ведет к непоправимым ошибкам. Работать становится проще и быстрей.
Новые технологии открывают принципиально новые возможности. Например, на основании цифровых моделей можно воссоздавать отдельные элементы с помощью 3D-печати, то есть, печатать их на принтере. Это ускоряет и облегчает процесс воссоздания декоративных частей фасадов.
Все это хорошо и правильно и обязательно нужно делать. Но, по словам Артура Кескинова, к капремонту и реставрации домов-памятников непременно следует привлекать не только технических исполнителей, но и историков, архитекторов, реставраторов, а так же жильцов таких зданий, показывать им еще до начала работы, что собираются с ними сделать на выходе. И тогда дело пойдет намного успешней.
Марк Горский
Фото: из архива ИА Строительство
![Архитектор - строитель: как распределится их функционал в новом законе об архитектурной деятельности](/uploads/posts/2020-02/medium/1581698205_logvinov-14.jpg)
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"
![](http://iastr.ru/uploads/info/minstroi.jpg)
![](http://iastr.ru/uploads/info/asr.jpg)
![](http://iastr.ru/uploads/info/sar.jpg)
![](http://iastr.ru/uploads/info/sro.jpg)