Самые актуальные новости строительной отрасли в России и за рубежом

Не пора ли уже реформировать мусорную реформу? » Информационное агентство "Строительство"

Партнер Союза архитекторов России

Представительство
ТАТАРСТАН
  Москва +8 °C.

Архив публикаций
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
13 дек 03:00ЖКХ

Не пора ли уже реформировать мусорную реформу?

Автор: Владимир Гурвич

 

В течение долгого времени страна копила мусор, не очень задумываясь, что однажды придет момент, когда нужно будет решать: а что делать с этим гигантским количеством отходов? И вот он наступил…

Проведение реформы в сфере обращения с отходами мера непопулярная, но вынужденная. Существовать система в прежнем виде уже не могла, страна реально превращалась в гигантскую мусорную свалку со всеми вытекающими отсюда ужасными последствиями. Но и новая практика пока вызывает множество вопросов, она находится в стадии становления, и пока не ясно, насколько окажется эффективной. Очень многое будет зависеть от желания бизнеса работать в этой сфере, станет ли он вкладывать в нее средства. Первые такие примеры уже появились, однако спорных моментов остается еще много, и конечный результат далеко не ясен.

Вопросы без ответов

Количество потенциальных инвесторов огромно, но их активность в большой степени будет зависеть от реализации стратегии в отрасли, считает заместитель генерального директора по вопросам правового и аналитического сопровождения ППК «Российский экологический оператор (РЭО)» Алексей Макрушин. Существуют коммерческие проекты не только в складировании мусора, но и в сфере его переработки. Но важно знать и понимать, как должна работать система в целом. А с этим далеко не все ясно.

Сегодня каждый инвестор, который хочет прийти в эту сферу, задает себе несколько вопросов, говорит Иван Макарский, исполнительный директор ПАО Сбербанк. Первый из них: в какой юридической форме можно работать? На сегодня есть две основные возможности – заключить концессионное соглашение или инвест-контракт.

Главный тут критерий, который определяет выбор: кто берет на себя основные риски? Они могут быть приняты на группу компаний в виде предоставления залогов. Другой вариант менее популярный – риски возлагаются на публичную сторону.

Следующий вопрос: при заключении соглашения как распределяются инвестиции? Классика жанра: 30% на 70%, но доля инвестора может быть и другой. Главное тут даже не это, а то, откуда он возьмет средства. Один из вариантов – из другого своего бизнеса.

Любого инвестора в таких проектах очень волнует проблема собираемости платежей. С этой целью важно введение единого платежного документа. Без него трудно разобраться, сколько денег можно собрать и вообще какой финансовый поток на территории. Как построена работа по сбору денег с юридических лиц, с индивидуального жилого сектора? Как ведется работа с просроченной задолженностью?

По словам Ивана Макарского, далеко не все проекты выдерживают такие проверки. За последнее время в Сбербанк было подано 59 заявок на сумму в 77 млрд рублей, одобрено 15 на сумму в 22 млрд рублей. В основном это концессии. Это означает, что нужна более детальная предпроектная проработка, и банк готов подключаться к ней уже на уровне идей.

Мина замедленного действия

Свои представления о том, как двигать вперед отрасль, есть и у инвесторов. По мнению Дениса Янева, генерального директора компании «Управление отходами», основа основ – твердые правила игры. Они же все время меняются, а в этом случае трудно разрабатывать долгосрочные инвестиционные программы. Особенно сложная ситуация в регионах, есть пропасть между практикой в Москве и тем, что происходит в других местах. Когда финансисты узнают, что там творится с вывозом и переработкой отходов, они крепко задумываются на тему – а стоит ли им влезать в эти дела?

У нас есть все в этой сфере, кроме одного – экономического механизма, считает Денис Янев. Идет война всех против всех. В итоге даже те инвестиции, которые вложены, себя не окупают.

В 2011-2018 годах вкладывались деньги в увеличение мощностей по переработке ТБО, это позволило в 2019 году увеличить объемы перерабатываемого мусора. Но остается большой размер неплатежей. В итоге компании вынуждены ради своего спасения заниматься внутренней оптимизации в ущерб делу.

Денис Янев считает, что идеальная модель рынка – отсутствие аффилированных перевозчиков отходов с региональными операторами. Такая система душит конкуренцию, а сами перевозчики начинают мухлевать вплоть до того, что перестают возить мусор на полигоны, сбрасывая его, где придется. Лучше же всего работают модели на основе вертикально-интегрированных компаний. Однако ее не поддерживает ФАС.

Бизнес должен быть бизнесом, за 5% прибыли серьезная компания работать не станет. Там, где предлагаются подобные условия, региональные операторы сами вынуждены организовывать вывоз мусора, и обычно такая практика работает плохо. Чтобы наладить эффективную схему работы, нужно затратить много времени и усилий, для этого требуется профессиональная команда. Вот только где ее взять? Нет нормальной доходности, не на что приобретать технику, другое оборудование. А такая ситуация повсеместно. Это мина замедленного действия, которая может взорваться в 2020 году, прогнозирует генерального директора компании «Управление отходами».

Государство провозгласило реформу в сфере обращения с отходами, но при этом забыло подготовить последовательность мер ее проведения. Сегодня по стране развернута кампания по раздельному сбору мусора. Вроде бы дело благое, вот только не созданы промышленные объекты для подобной переработки. В итоге все опять смешивается. Люди это видят и формируют свое негативное мнение о том, что творится. Надо делать все пошагово, по мере готовности этапов, тогда не будет дискредитации проводимых мер.

Для любого инвестора крайне важно наведение порядка в системе тарифов. Они должны учитывать все компоненты цепочки: сколько возить мусора, на какое расстояние, по каким маршрутам. Такой единой базы сегодня нет, а потому и не ясно, кто работает эффективно, а кто нет, сколько требуется инвестиций для выстраивания схемы, какая будет от них отдача. А раз это не ясно, то и выстроить финансовую модель сложно. В результате есть риск остановки деятельности ряда региональных операторов в ближайшее время. Если это случится, то эти территории ожидает мусорный коллапс.

Отходы в доходы

Одна из главных задач реформы – снизить вывоз ТБО на полигоны и увеличить возврат продуктов переработки мусора в экономический оборот. Это не только реальная цель, но и выгодный бизнес, ведь в мусоре заключена практически вся таблица Менделеева. Так что это может стать хорошим заработком.

Такие примеры есть. В стране существует разветвленная сеть приема черных и цветных металлов. Это частный бизнес, который аккумулирует большую часть таких отходов, поэтому они почти не вывозятся на полигоны, а перерабатываются в новую продукцию.

Такую переработку можно организовать и по другим фракция мусора. В России разработаны соответствующие технологии, но надо переходить в стадию их реализации. Некоторые мощности уже появились, так, в стране перерабатывается битое стекло, половина картона вырабатывается из отходов. Но пока это капля в гигантском море мусора, большая его часть остается гнить на полигонах.

Оптимизмом не пахнет

В целом ситуацию, которая сложилась на сегодня, трудно назвать оптимистической. Реформа идет, но при этом как-то по-своему, не совсем так, как ее задумывали. И в первую очередь это касается регионов.

Михаил Кропа, исполнительный директор компании «Ремондис-Саранск» считает, что у нас не выстроена вся структура работы с отходами, начиная от первого до конечного звена. Кто должен ею управлять на местах? Муниципалитеты, но им не достает для этого полномочий. А те, кто конкретно занимается ТБО, зачастую недостаточно представляют фронт работ. Отсутствуют базы данных об объемах вывоза и переработки мусора, постоянно растут тарифы, вызывая недовольство населения – оно во всем обвиняет региональных операторов и частный бизнес. Но они сами находятся в тисках непродуманной экономической модели.

Михаил Кропа приводит такой пример: вместо импортных заставляют покупать отечественные мусоровозы. Их нормативный срок амортизации 10 лет, а они начинают сыпаться уже после первого года эксплуатации. В тарифном регулировании исходят из тезиса 98% собираемости, что нереально. В итоге многие региональные операторы – потенциальные банкроты. Вот потому у инвесторов главный вопрос не «Как и куда вложить деньги?», а «Как их потом вернуть?». Основные источники этого – тарифы населения и бюджетные средства – сегодня не позволяют быть уверенным, что вложения окупятся. А меры господдержки таких проектов буксуют. Так, никто не собирается компенсировать операционные издержки, а они бывают очень большими.

Времени осталось мало

Между тем эти и другие насущные вопросы решать надо в срочном порядке, времени становится все меньше. Полигоны заканчиваются, новых мощностей для хранения или переработки ТБО не хватает. «Где будем уже в самом ближайшем будущем хоронить отходы? – спрашивает Кирилл Галеев, генеральный директор группы «ВИС». – Для многих фракций они могут закрыться». Если участник рынка не желает на своей территории складировать тот или иной вид мусора, то заставить его это делать нельзя, иначе некоторые региональные операторы могут оказаться в сложном положении. В России нет практики заключения соглашений между разными регионами о совместном использовании мусорной инфраструктуры, хотя это выгодно.

В 2020 году необходимо создавать новые модели по переработке отходов, говорит Алексей Макрушин. Но пока эта отрасль не может похвастаться созданием эффективной модели финансирования, как и обширным привлечением частного бизнеса. Эта сфера зарегулирована государством, которое пытается взять на себя решение многих вопросов, которые должен решать рынок.

Нет сомнений, что реформа в сфере обращения с отходами идет. Но вот куда и каков будет конечный результат, пока не очень ясно. Впрочем, стоит ли этому удивляться, а знаем ли мы, куда направляется вся страна?

Владимир Гурвич

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Похожие статьи:
Цифровизация городов: у одних денег куры не клюют, у других на водопровод не хватает

Ключ к успешному развитию города – комплексное освоение территорий

Мед против пчел: по такому принципу сегодня живет система капремонта МКД в России

Очистит ли мусорная реформа страну от мусорной мафии и свалок?

Жилищно-коммунальное НЕ хозяйство: кто в ответе и на своем ли месте Андрей Чибис

Самая недофинансированная и самая востребованная отрасль в России. Мнение эксперта.

«Чистая вода» в России: кардинально изменить ситуацию нельзя, но начало положено

Кто победит: Россия мусор или мусор Россию. Пока побеждает чиновник

Прямые договора: решение принято, последствия неясные

Концессии в ЖКХ: универсальный рецепт от всех бед или большая ошибка




Опрос
Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, отметил, что «строительная отрасль постепенно избавляется от недобросовестных компаний». На ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Фото-курьез
Москва все строится, торопится...
Наверх