Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Когда позеленеет по-настоящему "зеленая" экономика в России
Мы краснеем от стыда, глядя на многие наши проблемы. И будем продолжать краснеть, пока не научимся практике «зеленой» экономики.
Формирование «зеленой» экономики – это один из главных трендов современного мира. Он возник не случайно: экологическая ситуация, изменение климата на Земле угрожают самим основам жизни на планете. Если ничего не предпринимать, то последствия могут быть катастрофическими и отнюдь не в далеком будущем, а в обозримой перспективе. К сожалению, Россия не является одним из закоперщиков этого движения, но и она постепенно втягивается в этот процесс. Это происходит даже не столько по причине того, чтобы быть как все, а в следствии все большего понимания: если все останется так, как есть, наша страна станет регионом, не благоприятным для проживания.
От Волги до Енисея
Если вы пассажир рейса Москва-Нью-Йорк, то пока вы долетите до Америки, для поглощения выбросов углекислого газа на каждого пассажира понадобится четыре дерева, которые будут это делать в течение 100 лет. Если все люди на Земле станут жить так, как живут россияне, для этого потребуются ресурсы с 2,5 таких планет как Земля. Но она у нас одна.
У россиян Россия тоже одна. Но достаточно проехать по стране, дабы убедиться, как сильно замусорены многие регионы. Сегодня в России насчитывается более 5 тысяч только санкционированных свалок, а уж сколько стихийных – не знает никто. Не случайно, что мусорная реформа приобретает в этих условиях повышенное значение и ее исход наглядно покажет, способна ли сегодняшняя власть, действующая модель управления государством, справляться со все более обостряющимися экологическими вызовами.
Большинство регионов уже осуществили переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Сейчас идёт отладка механизмов ее регулирования, настройка инструментов финансовой поддержки ее участков, в частности через такие новации как «зеленые бонды», отмечает Председатель комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии Ильдар Неверов.
За прошедший период 61 субъект ввел новую коммунальную услугу на всей своей территории, в 13 субъектах это произошло частично. Еще 9 субъектов перейдут на новый формат обслуживания до 1 января 2020 года. Однако в трех субъектах РФ (Ленинградская область, Краснодарский край, Амурская область) работа с твердыми коммунальными отходами происходит с нарушениями действующего законодательства. Они выражаются в самовольном переносе срока перехода на новую систему без законных оснований.
В тоже время территориальные схемы по обращению с отходами приняты во всех субъектах РФ, электронные модели уже разработаны во многих из них. В настоящий момент корректируются 18 территориальных схем. Переход на новую систему обращения с ТКО не привел к сбоям в вывозе мусора в стране в целом, хотя отдельные проблемы регионов приходилось решать.
Население платить не спешит
С учетом принятых Правительством РФ мер суммарный рост коммунальных услуг будет в пределах 5%, а рост размера платежей граждан за новую коммунальную услугу по сравнению с ранее осуществляемой платой за вывоз мусора составит 32%.
Насущный вопрос: где взять деньги для создания новой схемы вывоза и обработки мусора? Ряд регионов получат на эти цели субсидии в среднем до половины стоимости от предстоящих затрат. Вопрос в том, хватит ли этих средств? Есть серьезные проблемы с собираемостью платежей, хотя в разных регионах положение сильно отличается друг от друга. Так в Дагестане этот показатель равен всего 5%, а в соседней Чечне – 80%. В целом же I квартал 2019 показал, что пока деньги с населения собираются не в том количестве, что предполагали, и нужно быстро исправлять ситуацию.
Одним из источников поступления средств может стать выпуск так называемых «зеленых» облигаций. По свидетельству Ильдара Неверова, запрос на такие бумаги есть, в том числе и со стороны иностранных инвесторов. Но для того, чтобы привлечь реальные деньги, покупатели этих бондов должны убедиться, что имеют дело с налаженным процессом, а не очередной черной дырой отечественного ЖКХ. Только в этом случае компании готовы строить мусоросжигательные заводы.
В новой индустрии по переработке мусора непременно должно найтись место и малому бизнесу, в частности, в деле создания комплексов по переработке отходов. Проблема сегодня в том, что нет гарантии загрузки этих мощностей. В результате банки не кредитуют такие проекты. К тому же за рубежом есть практика, когда большие компании с высоким экологическим рейтингом получают более дешевые кредиты. У нас пока до этого еще не дошли.
В настоящий момент в 253 зонах работает 158 региональных операторов. В среднем по стране их создание составляет 50,3% от потребности. В том числе: в 41 субъекте Российской Федерации менее 60%; в 21 субъекте Российской Федерации от 60 до 80%; в 5 субъектах Российской Федерации более 80%.
У Финляндии все получилось
Пока мы только приступаем к мусорной реформе, у нашей соседки Финляндии она уже практически успешно завершена. В мировом рейтинге счастья страна тысячи озер занимает 5 строчку, а Россия на 104 месте. Посол Финляндии в РФ Микко Хаутала уверен: одна из причин такой высокой позиции – успешное решение вопроса по утилизации мусора.
Финляндия по климату и по большим расстояниям чем-то напоминает Россию. К тому же каждый финн ежегодно «производит» до 500 кг мусора, а каждый россиян – 400 кг. Разница, как видим, не велика. Но этим сходство во многом и ограничивается. Если мы только сейчас приступаем к освоению передовых технологий по сбору и переработке мусора, то наша соседка обладает полным набором передовых методов в этой сфере.
В Финляндии с мусором тоже была непростая ситуация; 19 лет назад, когда приступили к реформе, свыше 60% отходов отвозили на свалки. В 2018 году эта величина сократилась до 1%. Как удалось добиться такого результата?
Было принято очень жесткое экологическое законодательство, оно определило комплексный подход к проблеме. Начали с раздельного сбора отходов в домах. Это позволило эффективно их перерабатывать. 58% ТБО сжигают, этим занимаются 9 заводов, они вырабатывают электроэнергию, 41% мусора используется как вторичное сырье.
Как известно, ничего не бывает бесплатно, финнам за возможность не загрязнять свои земли мусором приходится платить. С жителей многоквартирных домов берут 65 евро в год, с частных – 93 евро в год. Есть также налог на ТБО. Его размер исчисляется на основе веса отходов. Тариф 70 евро за тонну.
В итоге принятых мер, если 19 лет назад финны не знали, куда девать мусор, то сейчас его не хватает для загрузки перерабатывающих мощностей.
И все же, как провести успешную мусорную реформу? Посол Финляндии видит три основных фактора:
- правильное законодательство;
- люди должны видеть своими глазами, что система работает;
- используемые технологии должны быть современными и эффективными.
Это не означает, что все шло гладко – было сопротивление, люди боялись, не верили, что все получится. Но помогли СМИ, в том числе они создали такую атмосферу, когда стало немодным выбрасывать неотсортированный мусор. В итоге население стало по-другому думать, иначе относиться к проблеме. Теперь финны просят еще больше ужесточить экологическое законодательство; возник общественный спрос на экологию.
Экодиктатура
В Финляндии реформа пошла после принятия жестких экологических законов. Одновременно были активно задействованы и СМИ, и общественность. У нас же, по мнению Рашида Исмаилова, Председателя Российского экологического общества, общественность к обсуждению того, какие меры нам нужны, особенно на ранней стадии обсуждения почти не привлекается.
В итоге сегодня законодательство об экологической ответственности практически не работает. Были надежды на то, что бизнес добровольно станет соблюдать природоохранные стандарты, но пока в массовом порядке этого не происходит.
Нужна экологизация бюджета, создание института экологических госзакупок. Законодательство это позволяет. Но такая система будет эффективна только в условиях полной прозрачности всех средств, идущих на экологические цели.
У нас много острейших экологических проблем, которые не решаются десятилетиями. Как известно, в Сибири большое число озер, но не все они заполнены водой, есть водоемы из нефти. Виновники их образования давно покинули те места, а те, кто приехали вместо них, не желают нести ответственность за экологические безобразия их предшественников. Возникает вопрос: кто будет ликвидировать эти разливы? Только в одной Республике Коми 4,5 тысячи брошенных скважин.
С 2021 года будет изменена практика контрольных проверок бизнеса, их число сократится из-за опасения снижения экономического роста. Зато возникает опасность другого роста – число экологических нарушений, говорит Рашид Исмаилов. Как соблюсти в этих условиях баланс между экономикой и природой. Нужна экодиктатура, когда за бизнесом будут наблюдать не только контрольные органы, но и общественность. Сам бизнес вряд ли начнет добровольно улучшать экологические показатели. Закон о наилучших доступных экологических технологиях принимался четыре года, в том числе и из-за противодействия РСПП. По их мнению, это приведет к дополнительным инвестициям в 9 трлн рублей.
А между тем тема очень острая. Сегодня все наше внимание сосредоточено на бытовом мусоре. Но он составляет только 2% от всех отходов, остальные 98% – промышленные отходы. А у нас даже не существует института экологического страхования, так как нет методики расчета экологического ущерба, замечает Евгения Семутникова, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В этой области назрели системные решения.
Мы отстаем и в формирование системы зеленых индексов – всей структуры, связанной с зеленой экономикой. Пора задуматься о создании проектных офисов по реализации экологических проектов, нам нужен сектор ответственного зеленого финансирования и предпринимательства.
Те страны, которые не оседлают зеленую волну, рано или поздно окажутся на обочине мирового развития. Пока Россия не отвела от себя такой угрозы.
Владимир Гурвич
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"