Официальное издание Ассоциации строителей России
Партнер Союза архитекторов России
ПредставительствоТАТАРСТАН
Городам все меньше нужны машины и все больше – зеленые пространства
В последние годы в мире стремительно менялись представления о том, каким должно быть городское пространство, на каких базовых принципах оно должно формироваться. Вспыхнувшая повсеместно пандемия, как ни странно, ускорила и обострила этот процесс, так как возникли новые вызовы и новые представления о том, как должен формироваться город, чтобы его жителям жить в нем было удобно, а главное безопасно с точки зрения здоровья. Этих моделей много, и они существенным образом отличаются друг от друга, но есть в них и нечто общее – это тренд на то, что все что ни делается должно быть подчинено интересам человека, который должен ощущать себя хозяином той территории, на которой проживает.
Стирание границ
Происходит быстрое изменение парадигмы развития городской среды, децентрализация приходит на смену централизации. Это проявляется в том, что по словам Фади Джабри, исполнительного директора по регионам СНГ, странам ближнего Востока, Северной Африки и Индии японского архитектурного бюро Nikken Sekkei, все объединяется под одной крышей – частная и общественная территория.
Что имеется в виду? Если еще недавно территория корпораций была резко отделена от городской среды и проникнуть туда без специального разрешения было практически невозможно, то теперь они становятся единым пространством. Горожане спокойно могут заходить в специальные зоны, принадлежащие частным компаниям, проводить там время, общаться с их сотрудниками.
При этом важно подчеркнуть, что инициатива по созданию общего городского пространства идет от корпораций. Это нужно им сразу по нескольким причинам: желание наладить более тесное и дружеское взаимодействие с тем местом, где расположились их штаб-квартиры, показать жителям, что они им не враги, не узурпаторы пространства, а как раз те, кто делают среду обитания более комфортной. Это ведет как к появлению нового мышления, так и новой архитектуры с большими общественными пространствами.
Когда появлялись первые такие проекты, как говорит Фади Джабри, возникли опасения, что, если сделать подобные пространства общедоступными, то можно столкнуться с антиобщественным поведением некоторых людей. Но эти страхи были отброшены ради возможности свободного общения горожан, что гораздо важнее. Пора прекратить отгораживаться друг от друга с помощью заборов и охраны.
Как подчеркивает архитектор, эти идеи шли от заказчиков подобных проектов, которые, в том числе под влиянием пандемии, хотят увеличить полезные функции территории. При этом затраты на обслуживании таких пространств берут на себя сами корпорации; город расходов не несет.
Малые формы – большой результат
Как показывает опыт, преобразовывать городское пространство можно не только с помощью больших, но и малых форм. Причем, подчас на временной основе. Архитектор из Голландии Элия Козак говорит, что они меньше стоят, но также могут стать триггерами развития городских территорий.
Один из таких проектов был приурочен к 75-летию начала реконструкцию Роттердама после его массированных бомбежек во время Второй Мировой Войны. Город обратился к архитекторам за советом, как отпраздновать это событие, чтобы оно стало памятным для жителей. Было предложено создать лестницу из строительных лесов, которая простояла месяц, но оказала большое влияние на празднование важной даты. За это время ее посетило 350 тысяч человек, это свыше 1 тысячи посетителей в час. Объект из обычной лестницы быстро превратился в трибуну, в место для концертов.
Этот проект имел свои последствия, городские власти заказали тому же архитектурному бюро решить задачу по перепрофилированию крыш Роттердама, нахождение для них нового функционала. Это заметно повлияло на городскую жизнь.
Другой малый проект – трансформация Оксфорд-стрит в Лондоне. Эта улица известна всем любителям шопинга, приезжающим в столицу королевства. Однако во время пандемии она опустела, а многие магазины либо закрылись, либо оказались на пороге банкротства. Был объявлен конкурс на возрождение интереса к этому району.
Вопрос, который встал перед архитекторами – как снова привлечь людей на Оксфорд-стрит. Возникла идея создать на улице зеленый остров как символ кусочка природы в загруженном городе. Люди могут рядом с ним остановиться, подышать воздухом.
Разумеется, этим трансформация Оксфорд-стрит не исчерпывается, но зеленый холм стал отправной идеей для этого процесса, который сегодня продолжается.
Вертикальный Сингапур
Перенесемся в бананово-лимонный Сингапур. Впрочем, он давно уже не бананово-лимонный, а один из мировых технологических центров мира, в том числе и в сфере градостроительства. По словам профессора Университета технологий и дизайна Сингапура Томаса Стремфера, здесь реализуется проект, изучающий развитие городской среды с точки зрения экологических систем – то, как город будет развиваться в будущем в направлении достижения высоких стандартов устойчивого развития.
Сингапур особенный город, с одной стороны густонаселенный, с другой – сильно ограниченный по своей территории, поэтому тут так важна вертикальная планировка: озеленение, воздушные мосты. Однако до недавнего времени город рос преимущественно горизонтально, пока земель стало не хватать. А люди хотят жить в комфортном и зеленом поселении.
Этот вызов был принят, и сегодня Сингапур – мировая столица вертикального озеленения. По словам Томаса Стремфера, этим вопросом тут занимаются буквально все. Разумеется, такая ситуация возникла не сама собой, были изучены лучшие мировые практики в этом вопросе.
Идея совмещения архитектуры и природы не нова, висящими садами прославился еще Древний Вавилон. В Сингапуре же свой большой вклад в распространение этого направления внесли такие объекты, как Школа искусств и парк Рояль. Озеленение тут выполнено на разных уровнях. Это позволяет приумножать зеленые пространства города, так как они становятся вертикальными.
Разумеется, это дается непросто, в том числе требует дополнительных затрат. По оценке профессора, стоимость строительства таких вертикально озелененных домов на 1,5-4% выше, чем обычных. Цена на жилье тут дороже, но люди готовы платить за то, чтобы жить в таких зданиях. Для стимулирования застройщиков городские власти предоставляют льготы.
Проведенное по результатам опыта Сингапура исследование показывает, что появление подобных зеленых городов вполне реально. Создаваемые вертикальные зеленые поверхности способствуют снижению выбросов углекислого газа, тем самым противодействуют тенденциям по изменению климата, а сами поселения становятся и более устойчивыми с точки зрения развития, и более экологичными. Такие зеленые дома благоприятно влияют на психологическое состояние их обитателей, здесь больше возможностей для встреч, проведения досуга.
Река в городе – это нормально
Опыт Сингапура во многом уникальный, но он лишь особенным образом отражает общемировую тенденцию. По мнению польского архитектора Мирослава Штука, сегодня, когда 70% населения Земли проживают в городах, встает вопрос, как повысить уровень комфортности в них. Пандемия обострила эту тему, так как заставляет миллион людей проводить много времени в закрытых помещениях, и до последнего момента альтернативы этому просто не существовало.
Разные города по-разному решают эту проблему. Барселону разделили на суперблоки и отдали жителям управление ими с целью повышения устойчивого развития. В Лондоне пошли по пути увеличения зеленых насаждений. Власти Парижа намерены сделать свой город к 2030 году самым зеленым в Европе, даже в центральной части должны появиться зеленые острова рядом с всемирно известными историческими зданиями. Эти меры будут сопровождаться массовым запретом на использование автомобилей.
Проблема в том, отмечает Мирослава Штука, что сложившаяся инфраструктура города не позволяет делать города более зелеными, экологичными. Нужны искать нестандартные решения. В ответ на этот вызов появилась идея создание в городской черте водно-зеленой среды.
Такой водно-зеленый каркас города позитивно влияет на его климат, снижает расходы на здравоохранение, улучшает психическое и физическое состояние людей. Известно, что на зеленой улице температура воздуха ниже, чем на улице без зеленых насаждений.
Водная сеть становится важным элементом городского ландшафта. В центре Сеула открыли реку, которая стала полноценным элементом местного ландшафта.
Новая тенденция проектирования городов – включение природных элементов в городскую среду. Можно сказать, что город проектируется с участием природных процессов.
Исследования показывают: чтобы человеку было комфортно жить, в 500 метрах от его жилища должен располагаться парк или по крайней мере зеленая зона. Такая конфигурация устанавливает баланс между природой и человеком. Подобные проекты обходятся дороже, но, если смотреть на вещи более глобально, то они в конечном итоге более экономичные. Они снижают выбросы углекислого газа, что в конечном итоге благоприятно сказывается на жизни в городе. Другого пути просто не существует, иначе будет только хуже.
Милан древний и новый
За последние полвека многие европейские города пережили серьезную трансформацию. Один из них Милан. В 1960-1970 годы это был крупный промышленный центр, затем для него наступила эра сервисной экономики. И вот новый этап в развитии. По словам Пьеро Пелиццаро, директора по устойчивому развитию Милана, городские власти озабочены формированием нового облика городского пространства.
Такая озабоченность возникла не на пустом месте, климат в городе за последнее время стал жарче на 2 градуса. В 2016 году была начата кампания по укреплению устойчивости городской среды. Решение было более чем своевременным, так как Милан славился своей неблагоприятной средой, например, держал сомнительное первенство в Европе по загрязненности воздуха.
Для Италии Милан важный город, он обеспечивает 19% ВВП страны, в нем проживают 1,4 млн жителей. Но жить в городе непросто, здесь нет моря, а климат жаркий, имеющий тенденцию к повышению температуры. К этому следует добавить почти сплошную автомобилизацию – 80 машин на 100 жителей. Правда, этот тренд удалось повернуть вспять, сегодня уже только 74 автомобиля на 100 жителей, зато выросло число велосипедистов.
Как говорит Пьеро Пелиццаро, согласно планам городских властей, к 2030 году должна увеличиться площадь под зеленые насаждения. Составлены карты, где они должны располагаться.
Новый генплан города основывается на стратегии зеленого и устойчивого развития. Он также предусматривает свободу для частной инициативы. При этом, если какие-то строительные компании не желают или не в состоянии соответствовать провозглашенным целям, их стараются мотивировать это делать.
Существует стратегия номер 5, которая предусматривает экологическое развитие города. Одна из задач – формирование циркулярной экономики, то есть повторное использование строительных материалов.
Разработан план «прохладный Милан». Ключевым его звеном является высадка деревьев. В 2016 году в городе их насчитывалось примерно 16 тысяч, к 2020 – уже свыше 20 тысяч. Стоит задача посадить на территории города 3 млн саженцев. Происходит замена асфальтовых поверхностей на зеленые. Милан лидер по переработке мусора; не так давно его перерабатывали 30%, сейчас – 99%.
Пьеро Пелиццаро признает, что затраты на зеленое строительство, на экологию большие, но, если город хочет устойчиво развиваться, твердой походкой идти в будущее, они необходимы.
Владимир Гурвич
Фото: ИА Строительство
г. Санкт-Петербург, гостиница "Парк Инн Пулковская"